Игра в 12 линий — это древнеримская настольная игра, одна из разновидностей игры Латрункули, по мнению историков. Многие ученые называют эту игру прародительницей шашек. Точно известно, что размер игрового поля был 3 на 12 линий.
В игру играли два игрока, которые расставляли фишки на один ряд, на 6 позиций по двум сторонам от разделительного орнамента. Дойдя от одной крайней полосы до противоположной стороны, фишка удалялась с поля. Игра в 12 линий была популярна у римских воинов. Изобретение этой игры относят к первому веку до нашей эры. Игра в 12 линий упоминается 1 году до нашей эры и 8 году нашей эры. Эта игра, судя по раскопкам археологов, была очень популярной. Только при раскопках в Риме обнаружили более 100 досок для игры. Игровое поле, сделанное из кожи буйвола, было обнаружено на Уэльсе. Находка датируется 2 веком нашей эры.
Игра 12 линий или дуодецим родом из Римской империи. Игра 12 линий или 12 значков, также некоторые называли ее 12 букв, она была самой знаменитой в Римской империи. Интересно, что под этим названием в современности скрывается сразу несколько игр: доска для дуодецима представляла собой каменный поднос с бортиками, чтобы кубики не улетали. Такую тяжелую форму невозможно было носить с собой. Позже стали делать поля из дерева, керамики, кожи. 11 таких наборов из кожи было найдено при раскопках вместе с солдатом 12 легиона в Британии. Вместе с игровым полем было 15 фишек и три игральных кости. Многие литературные произведения рассказывают об этой игре. Ученые сравнивают игру с египетской игрой сенет, также на 36 клеток подобная игра была найдена и в Греции. В египетском варианте игра включала по 15 фишек черного и белого цвета и 5 игральных костей. Сенет и 12 линий практически идентичны. Оригинальная схема ходов в 12 линиях до сих пор неизвестна.
Характеристика
Тип игры: стратегия
Уровень сложности: легкий
Количество игроков: 2 участника
Рекомендуемый возраст: старше 10 лет
Примерное время игры: от 30 минут
Навыки: стратегическое мышление, находчивость, внимательность
Кому понравится игра
Игра понравиться и взрослым и детям. В нее можно играть в пути. Ее можно подарить на праздник.
Комплектация
- игровая доска 3х12 с разделением рядов в середине на 6 позиций;
- 30 фишек двух цветов по 12 на каждого игрока;
- 3 игральных кубика с шестью гранями;
- турикулла – башня для бросания кубиков;
- правила игры.
Основные правила игры
Правила игры и общее описание содержатся во многих литературных произведениях того времени. Часто можно встретить фрески, настенную роспись с сюжетом игры 12 линий. Существует также греческий вариант игры. Доски для игры врезались на камнях или прямо на столах в помещении, что подтверждается многочисленными археологическими находками. Игра была популярна среди населения, она считалась азартной, в нее играли и мужчины и женщины. Игра на улицах была запрещена.
Фишки на поле ходили по горизонтали и по вертикали. Они не могут перепрыгивать друг через друга. Игра в 12 линий или 12 меток относится к классу табула, многим принцип игры напоминает нарды. Дословное название игры Ludus duodecim scriptorum в переводе означает игра в 12 меток. Достоверно подтвержденной исторической информации о ходе игры не сохранилось. Известно, что в игру играли тремя кубиками и 15 фишками на каждого игрока.
В современном виде игра выпускается как в виде надписи на доске, так ив виде отметок для фишек. Археологи до конца не могли понять настоящие правила игры, пока не обнаружили доску, которую предположительно создали для обучения игре детей, где буквами с начала алфавита были расписаны все позиции, что дало возможность понять, каким образом осуществлялись ходы. Средний ряд весь был отмечен буквами А. Верхний ряд справа налево отмечался B шестикратно и С шестикратно. После, нижний ряд слева направо Д и Е шестикратно, как будто бы фишки, обходя средний ряд против часовой стрелки, проходили целый круг.
Цель игры
Цель игры вывести все свои фишки с поля.
Подготовка к игре
До начала игры игроки разыгрывают право первого хода, для этого бросают кости. Тот, у кого наибольший результат начинает игру. Фишки выступали на доску по количеству выбранных очков, сначала они вставали на поле, а потом двигались на поле боя. Движение шло против часовой стрелки, постепенно они перемещались на противоположную половину поля и затем уходили с доски. В современное время многие производители делают игры именно с буквами на поле вместо позиций для ходов. Оба игрока сначала ставят фишки на средний ряд, один на одну половину ну другой на другую.
Элементы игрового поля
Поля представляют собой три горизонтальные линии, разделенные на 12 отдельных участков. В игре использовалась 3 кубика, на каждом было от 1 до 6 точек. Комбинация из 3 шестерок называлась синерис, для бросания кубиков использовали резную башню из дерева, высоту не более 30 см, в ней находилось небольшая витая лестница.
Башня для игральных костей, называлось турикулла, впервые она была найдена в Германии, в четвертом веке до нашей эры. Небольшая резная колонна имела внутри лесенку, сверху в нее бросались кубики, которые скатывались по лестнице и вылетали к игровому полю. При этом они не разлетались далеко.
Ход игры
Фишки движутся согласно выброшенным очкам, переходя на верхний ряд, движутся против часовой стрелки, заканчивая верхний ряд, перемещаются сразу в нижний, проходят его против часовой стрелки до конца, и выходит из поля. Никакие фишки не уходили с поля, пока все фишки не вошли на доску. Очки на костях суммировались. Они могли использоваться порознь. Если фишки стояли вместе, они были защищены. Фишка, которая стояла одиночно могла быть убита. Убитые фишки, не могли быть поставлены в среднюю полосу. Поле в середине было стартовым, на древних досках указывалось направления ходов.
Конкретной информации об игровом процессе практически нет. Традиционно игру начинают с выставления фишек на игровое поле. Фишки выставляют слева направо, средний ряд каждый игрок занимает по половине, то есть по 6 делений, причем на половину соперника входить нельзя. Три кубика кидаются в специальной башне или просто на игровое поле, если нет башни. После этого происходит движение по полю. По правилам фишки одного игрока могут стоять друг на друге при совпадении хода до 4 штук. Иногда правилами количество фишек, стоящих друг на друге, никак не ограничивается. Как только на поле введены все фишки каждого игрока, то они начинают ходить по полю верхнему от себя ряду. Слева направо, пройдя ряд до конца, фишка переходит на другой ряд. Если фишка попала на голову фишки в другого игрока, то фишка противника вылетает из игры и снова проходит через свой средний ряд. Фишка выходит из игры, если заканчивает ход точным броском. Несколько фишек нельзя убить, их можно только перепрыгнуть. Одиночно фишку можно убить. Все фишки, которые были убиты, могли опять начать ходить на средней полосе. Все три линии посередине были разделены орнаментом на две равные части по 6 меток, фишки вначале выставлялись столбиком.
Если фишка попала на фишку противника, но на этой позиции уже стоит не одна фишка, а две и более, то встать на нее нельзя. Ход либо пропускают, либо ходят другой фишкой. В некоторых правилах прописано, что пока игрок не выведет все свои фишки в средний ряд, он не имеет право выводить их на остальное игровое поле. Если фишки игрока вывелась в поле, а потом ее выбили, то необходимо сначала ввести фишку заново в игру через средний ряд, и только потом продолжать ходить другими фишками.
Игра начинается с установки фишек, в начале игры доска абсолютно пустая. Кубики бросаются и устанавливаются на среднюю полосу. После того, как все фишки выставлены на средний ряд, игрок начинает ходить. Полей для одного игрока в среднем ряду всего 6, а фишек 15, таким образом, некоторые фишки устанавливаются друг на друга. Для того чтобы фишки могли встать друг на друга их делали плоскими, чаще всего вытачивали из кости или дерева.
Кто считается победителем?
Побеждает тот игрок, кто первый выведет все твои фишки с поля.
Интересные факты
Пик популярности 12 линий был в первом веке нашей эры. В то время у богатой знати, азартные игры были в моде. Игра была запрещена, как и все азартные игры в Римской империи, чтобы не получить наказание, поля для фишек заменили на буквы. Такая конспирация помогала избежать наказания. Часто, в качестве букв заменяющих игровые позиции использовались строчки из стихов, спортивные лозунги и тому подобное. В тавернах игра было замаскирована под меню. Военные предпочитали писать на дощечках патриотические надписи, такие доски были найдены историками на территории от Египта до Британии. Башня для бросания костей также содержала подобные резные надписи. Появилась целая философия 12 линий с надписями, 6 буквенными словами. Многие считают эту игру прародительницей нардов.
Часто игры погибают вместе с народами их цивилизациями. Но ничто не исчезает насовсем, бесследно. Находятся какие-либо доказательства, рисунки, произведения архитектуры, живописи, скульптура. Дуодецим или игра в 12 меток или 12 линий постепенно была забыта. Эта игра, изначально имевшая религиозный посыл, постепенно его растеряла. Дайсы, которые показывали, сколько к игроку ходов необходимо пройти, потеряли свою актуальность, стали использоваться кости с шестью сторонами. Появление игральных кубиков убило интерес к игре, она ускорилась стали появляться попытки удлинять поля. Игра 12 отметин, как ее называли в Римской империи, была настолько популярной, что ее делали монументально, вырезая в камне, столах, высекали на заведениях, на улицах. Никто не предполагал даже, что она может исчезнуть, выйти из моды. Подтверждение популярности игры можно обнаружить в различных странах. Находки относятся к разному времени, археологи нашли доски, игровые поля игры в 12 линий в Греции, Египте, Сирии, Палестине, Израиле, Италии, Ливане. Собственные игровые поля богатые Римляне делали в бане или прямо в домах, монтируя кювету для игры в пол. Бедные люди часто это использовали просто пергамент или шкуру, на которой были начерчены поля. Башня для броска кубиков применялась редко и была только у состоятельных людей. После масштабных гонений на игру, ее стали маскировать под различные надписи вместо меток для установки фишек, появились слова. Каждую метку заменяла одна буква.
Кубики для игры напоминали современные игральные кости, уже тогда да существовали шулерские игральные кости, которые были обнаружены археологами. Некоторые из них были специально сточенными с какого-либо края, другие были залиты свинцом, также встречались кубиками с двумя шестерками на гранях. То, что к игре относились весьма серьезно, подтверждается и наличием вспомогательной башни, которая помогала перемешивать кубики турикулла, винтовая лесенка миниатюрной башни помогала сталкивать и смешивать кубики, которые неслись сверху вниз в особое отделение, где они были видны игрокам. Такой подход, некоторым образом, мог исключить мошенничество игроков.