Правила игры в «Мафию» достаточно простые. Использование дополнительных карточек с новыми действующими лицами позволяет изменять уровень сложности.
Основные термины, применяющиеся в игре
- Убит. Статус обозначает, что игрок открывает свою карточку и выбывает из голосования до окончания игры.
- Казнён. Статус присваивается игроку, которого исключили по итогам дневного голосования. Он также показывает свою карточку с персонажем и не участвует в дальнейших обсуждениях. Казненному запрещается разговаривать до окончания игры.
- Алиби – право, предоставляемое участнику на один день. Участник не подлежит исключению по итогам голосования, при этом изначально эта информация скрывается от него.
- Выстрел производится персонажами-преступниками. В результате игрок становится «убитым».
- Проверка позволяет отдельным персонажам выяснять тип роли, к которому относится выбранный игрок.
- Лечение – эффект, присущий персонажу «Доктор». Позволяет спасти от смерти выбранного игрока в случае выстрела в него со стороны мафии.
Рекомендации для успешной игры
- Не разрешается открывать карточку с персонажем в ходе игры за исключением случая, когда он убит или исключен в ходе голосования. В то же время игроки могут блефовать, примерять на себя чужие роли и убеждать коллег в том, что тот или иной участник является, например, комиссаром или мафиози. Следует помнить, что излишняя активность может привлечь внимание мафии: участник, претендующий на роль полицейского – основная кандидатура для выстрела мафии.
- Исключение из партии в ходе убийства ночью или по итогам голосования днем предполагает, что выбывший участник не проявляет эмоций до окончания партии и молча наблюдает за ходом игры. В случае обнаружения подсказок со стороны игроков, покинувших партию, игра считается проваленной.
- Задача ведущего – говорить безлично и в неопределенном направлении, чтобы участники не могли определить по его голосу расположение того или иного персонажа или группировки.
- При размещении участников следует позаботиться об их удобстве. Посторонние звуки, скрипы, шепот могут отвлечь от игры, вызвать подозрение у участников и, как следствие, привести к исключению игрока, какая бы роль ему не досталась. Неприятно, если из-за случайных шорохов будет исключен неповинный горожанин.
- Не подглядывайте за игроками в ночное время, будьте честными. Смысл игры – не в быстром определении мафиози, а в проверке собственных способностей к анализу, умении работать в команде, проявлении навыков убеждения и способности выработать грамотную стратегию.
- Добавить интригу и необычный характер игре может ведущий. Ему разрешается проявлять фантазию в описании подробностей и обстоятельств убийства того или иного персонажа.
- Для поддержания интереса к игре следует четко следовать прилагаемым к ней правилам. Количество персонажей, задействованных в партии, определяется общим числом участников. Таблица с распределением ролей по количеству игроков в «Мафию» указывается в правилах к игре.
Допускаются незначительные изменения в ходе игры, разрешенные правилами. Их применение целесообразно при разном количестве участников и условиях игры:
- «В открытую». Ведущий знакомит участников с ролями игроков, покинувших игру. С наступлением дня он озвучивает действия отдельных персонажей, например, Доктора, Любовницы и т.п.
- «На лишнюю руку». В комплект карточек для партии добавляется одна лишняя. Таким образом, игроки не могут с уверенностью утверждать, чья роль не участвует в игре. Количество допустимых преступников в таком варианте «Мафии» — до 2 человек.
- «Без Ведущего». Когда количество участников не позволяет выделять кого-то в роли ведущего, в ход идет данный вариант игры. Принцип заключается в следующем: ведущий наравне с участникам получает роль и следует ей, засыпая ночью и голосуя в дневное время. Каждый из игроков держит в руке зубочистку, спичку или другой похожий предмет. С его помощью производится убийство в первую ночь. Преступники касаются «орудием» своих жертв, тем самым помечая, кто убит. Днем убитые называют себя и выходят из игры. Первая жертва автоматически берет на себя роль ведущего.
- «Вдвоём». Играть в «Мафию» можно и в очень узком кругу. Для этого выбирается три карточки: мафиози и двух мирных жителей. Партия заключается в определении ролей участников без разделения на день и ночь. Следовательно, такая версия игры исключает убийства и голосования, её основная цель – выявить мафию.
- «Имя кровью». В такой вариации игры убитый получает право назвать предполагаемого преступника. Голосующие могут принять во внимание мнение выбывшего игрока или предложить свою кандидатуру на дневном голосовании.
- «Спелая мафия» — вариант для игроков с большим опытом. Преступники в начале партии определяют потенциальных жертв, планируя игру на несколько шагов вперед. Это освобождает их от необходимости просыпаться ночью. Задача участников мафиозного клана сводится к определению жертв по памяти. В случае промаха убийство не засчитывается.
- «Мэр города». Среди участников выбирается мэр, имеющий право голоса, имеющего двойную силу. В случае убийства мэра, избирается новый кандидат на эту роль. Когда мнения участников разделяются, выборы переносятся на следующий день.
- «Трёхсторонняя игра» — вариант для большой компании. Участники разбиваются на три клана: «мирных горожан», «Мафиози» и «Якудз».
Условия победы для категорий персонажей
- Мирные горожане и все персонажи из числа городских жителей побеждают после обнаружения всех преступников.
- Мафия, в том числе Якудза, Мафия и Дон мафии, выигрывает в случае, когда их количество сравнивается с численностью горожан.
- Маньяк побеждает, когда в числе выживших игроков остается только один мирный житель. Встретившись в финальном поединке с Мафией, маньяк проигрывает, поскольку его ход будет вторым.
При наступлении любого из указанных условий партия считается оконченной.
Предупреждения, гарантирующие качественное проведение игры в Мафию:
- Запрещается высказываться вне очереди и перебивать. Дайте возможность каждому участнику обосновать свою точку зрения.
- Благодарить игроков за возможность произнести монолог. Сказать «спасибо» ведь так просто!
- Воздержаться от оскорблений в адрес участников, подозревающих вас в сговоре с мафиозным кланом.
- Внимательно слушать Ведущего и считаться с его мнением.
- Вести себя тихо и не издавать отвлекающих звуков.
- Придерживаться высказанного мнения в голосовании после принятия его Ведущим. Это отведет от вас лишние подозрения.
- Не выражайте намеков относительно вашей роли, пусть это останется секретом. Так вы сохраните интригу в игре.
Небольшие секреты опытных игроков:
- Пока ваша карта не раскрыта, вы можете примерять на себя любые роли. Так Комиссар указывает на мирного жителя, подавая знак о том, что подозревает его. В свою очередь гражданин имитирует роль Комиссар что бы его прикрыть. Мафия, как правило, убивает ночью горожанина, оставляя в живых Комиссара. В случае удачной тактической игры, Комиссар определяет настоящего преступника.
- Запоминать игрока, против которого высказывался убитый мирный житель. Мафия может выбрать жертву из мести.
- В случае возникновения спорной ситуации при голосовании (голоса разделились поровну), только убитый может выбрать того, кто из игроков покинет игру.
Подготовка к игре
Участники рассаживаются за столом или просто по кругу недалеко друг от друга. Важно, чтобы каждый могу видеть остальных игроков. Исключается любая возможность шума во время ночи во избежание наведения подозрений на игрока.
С помощью голосования избирают участника на роль Ведущего. Также можно использовать карты или назначать Ведущим того, кто лучше знает правила игры.
В зависимости от количества играющих производится распределений ролей. Карты с изображением преступников должны составлять не более 1/3 от всех персонажей. Остальные роли занимают мирные жители. Для больших компаний рекомендуется привлекать дополнительных персонажей: комиссара (одного из честных игроков), якудзу, доктора и др. В правилах игры можно узнать точное соотношение ролей в партии. Приведем примеры комбинация для игры в «Мафию».
- 3-5 участников: играют мафия, доктор, путана и горожане. Вариант без ведущего будет предпочтителен. Остальных персонажей лучше не вводить.
- 6 -8 участников: играют два мафиози, доктор, путана, комиссар и горожане.
- 9-10 участников: играют три мафиози, доктор, путана, комиссар и горожане.
- 11-14 участников: играют четыре мафиози, доктор, путана, комиссар и горожане.
- более 13 участников: количество мафиози вычисляется как 1/3 от общего числа игроков. Также участвуют доктор, путана, комиссар и мирные жители.
Ночь знакомства
В первую ночь убийства не происходят. Она предназначена для знакомства членов клана между собой. Ведущий произносит фразу: «Город засыпает, просыпается мафия». Все горожане закрывают глаза, Мафия – открывают их и знакомится друг с другом. Задача Ведущего – запомнить преступников для последующей проверки догадок комиссара. Дополнительные персонажи обнаружат себя во вторую ночь своими действиями, поэтому будить их отдельно в этом раунде не обязательно.
День первый
Ведущий объявляет о наступлении дня. Этот раунд в игре – самый сложный. Горожане действуют наугад, поскольку ещё не было убийств и мафиози не успели себя проявить. Каждый игрок вызывает подозрение и только выбирает тактику своего поведения. Здесь требуется проявить внимательность, обратив внимание на переглядывающихся участников. Группы для «слива» участников формируются именно в начале игры. Как правило, в первый день определяются несколько наиболее подозрительных участников. Их задача – произнести речь в свою защиту.
Задача мафиози в первый день – максимально слиться с толпой и не проявлять излишних действий, способных его обнаружить. В конце раунда Ведущий узнает, готовы ли жители приступить к голосованию. На обсуждение выносятся кандидатуры участников, тот из них, кто наберет большое число голосов «против», покидает игру и передает карточку Ведущему. Затем наступает очередь преступников вступать в партию.
Если в первый день жители выбрали только одну кандидатуру на голосования, то голосование не проводится и все остаются живы. Таким образом, мирные жители остаются в полном составе, а мафия делает свой выстрел. Данное правило не распространяется на остальные ночи: если горожане решают выставить на обсуждение одного кандидата, то он автоматически признается выбывшим.
Ночь первая и последующие
Ночь наступает после слов Ведущего «город засыпает, просыпается мафия». Это означает, что преступники открывают глаза и решают, кого следует убить следующим выстрелом. Кроме обычного убийства мафиози должны стараться вычислить предполагаемого Комиссара среди участников. Угадав его, они предотвратят собственное разоблачение. Догадаться о том, кто из участников вытянул карточку «комиссара» можно, прислушиваясь к дневным обсуждениям.
Среди остальных персонажей установлена четкая последовательность пробуждения. Если в игре учувствует Путана, то она просыпается первая и определяет «клиента». Выбранный игрок получает иммунитет днем на голосовании. Затем наступает очередь Мафии, которые определяются со своей жертвой. После Мафии в игру вступает Комиссар и указывает ведущему на игрока, которого собирается проверить. Если догадка верна, то Ведущий кивает. Последним просыпается доктор, который может спасти одного из игроков на свое усмотрение.
День второй
Начало второго дня знаменуется объявлением имен убитых ночью. Названные игроки покидают партию и молчат до ее окончания, не участвуя в голосовании и обсуждении. Оставшиеся игроки следят за реакцией остальных и строят догадки о том, кто из них убийца. Неопытные мафиози часто проявляют эмоции, выдавая себя. Затем участники высказываются о своих подозрениях, в том числе выдвигая кандидата на выход из игры. Обязательным условием является обоснование такого выбора.
Свои предположения высказывает и комиссар, если он определил мафиози или сомневается в виновности выдвинутых на голосование игроков. Таким образом, участники по очереди рассказывают о своих домыслах и рассуждениях. По завершении дискуссии Ведущий объявляет голосование, называя каждого из игроков по одному. Все, кто согласен с решением об изгнании кандидата, поднимают руку. Голоса подсчитываются, игрок, набравший их большее количество, покидает партию, открывая свою роль. Если число мирных жителей сравнялось с численностью преступников, то мафия выиграла. В остальных случаях партия продолжается, наступает очередная ночь.
Ночь судьбы
Ночь судьбы – решающий момент в игре «Мафия». Её наступление зависит от количества игроков. Часто такая ночь возникает, если остается 4 игрока, один из которых – преступник. Днем останется лишь трое игроков и выбрать мафию будет непросто.
Психология Мафии в том, что доверять здесь можно лишь себе. Мирные жители должны проявлять чудеса внимательности, прислушиваться ко всему, происходящему ночью, чтобы днем строит обоснованные догадки. Мафиози старательно отводят от себя подозрения, переводя их на других участников.
Кто выжил тот и победил
Горожане и прочие мирные персонажи побеждают, когда среди них не остается ни одного мафиози. В завершающий день после оглашения имени последней жертвы трое выживших голосуют против предполагаемого гангстера. Мафия выигрывает в том случае, если большинством голосов поддержали мирного жителя. Поэтому единственный шанс горожан на победу – выбрать мафию.