Скрэббл (Scrabble)

Скрэббл (Scrabble)

«Скрэббл» (Scrabble) – популярная в России и странах запада настольная игра. Несмотря на филологический акцент, она включает в себя элементы стратегии. Ведь цель – собрать как можно больше очков, составляя как можно больше слов из букв, выпавших случайным образом.

Об истории появления «скрэббла» говорить много не приходится – игра появилась в 1938 году благодаря американскому архитектору Альфреду Баттсу. Развлечение быстро обрело популярность за счет простой, но гениальной концепции, вариативности прохождения и бесконечного потенциала улучшать результат. Поэтому проведение полноценных состязаний по этой настолке было лишь вопросом времени. До Советского Союза добралась с названием «Эрудит» и небольшими изменениями в правилах, которые в корне игровой процесс не меняли. Но даже если вы знакомы с «эрудитом» или «словоделом», определенно стоит повторить игровой опыт в новых условиях и декорациях.

Характеристика

  • Тип игры: логическая
  • Уровень сложности: простой
  • Количество игроков: 2-4 человек
  • Рекомендуемый возраст: старше 8 лет
  • Примерное время игры: 30-60 минут
  • Навыки: коммуникабельность, планирование, находчивость, наблюдательность, знание языка

Кому понравится игра

В первую очередь, будут ради люди, которые знают большое количество интересных терминов, но так и не нашли для них должного применения. Понравится игра и тем, кто хочет узнать что-то новое. Настоятельно рекомендуется совмещать приятное с полезным, привлекая к этому мероприятию детей, которые учат алфавит – они научатся не только легко запоминать слова, но и ориентироваться в них.

Комплектация игры

Скрэббл (Scrabble)

  • 104 фишки с буквами
  • Мешочек для фишек
  • 4 подставки для фишек
  • Игровое поля с 225 клетками
  • Правила игры

Основные правила игры

Цель игры

Цель игры – собрать как можно больше очков.

Подготовка к игре

В игре участвует от двух до четырех игроков. Каждый по очереди берет мешочек с фишками, из которого достает семь случайных букв и расставляет их на своей подставке. Также потребуется листок с ручкой, на котором будет вестись подсчет очков – лучше всего изобразить таблицу, где по вертикали будут «игроки», а по горизонтали – «номер хода».

Первый ход определяется случайным образом. В центре поля имеется уникальная клетка, не имеющая никаких бонусов – именно на ней должна расположиться первая буква первого слова. Сразу стоит заметить, что все термины должны читаться в соответствии с правилами русского языка: слева направо, либо сверху вниз. Первое слово, как и все последующие, должно состоять минимум из трех букв. Если у «первопроходца» имеется возможность, он может составить два слова. Но есть обязательное правило: все слова, размещенные после первого, должны «произрастать» из уже выложенных фишек.

Также может быть интересно:  Бэнг! За пригоршню кубиков

Ход игры

Последующие ходы передаются по часовой стрелке. При составлении слов нужно учитывать следующие правила:

  • Все слова должны быть именами нарицательными, строиться в именительном падеже и начальной форме;
  • Употребление слэнга или узкоспециализированных терминов допускается с согласия всех участников;
  • Недопустимо использование слов, которые при написании используют дефис или апостроф.

Игрок волен использовать столько букв, сколько посчитает нужным – некоторые фишки можно сохранить в надежде найти им лучшее применение. При желании игрока разрешается сбросить все имеющиеся буквы в мешочек, чтобы набрать новые, однако тогда игрок пропускает ход. Если он этого не сделал и разместил несколько фишек на поле, после окончания хода и подсчета очков, игрок добирает из мешочка столько букв, сколько использовал.

Каждое новое слово должно «произрастать» из построенных минимум на одну букву. Например, можно от третьей буквы слова «таПок» построить слово «Пень», а можно слово «ЧАС» переоборудовать в «ЧАСы» (во втором случае подразумевается атрибут измерения времени, который в единственном числе существует только так). Разрешается строить слова выше или левее уже построенного – в этом случае ориентироваться надо не на первые буквы планируемого слова, а на последние: например, к «ПЕЛене» можно достроить «пеПЕЛ». Слова могут и просто пересекаться центральными буквами: например, «поЛка» и «поЛоса

За каждую выложенную букву начисляются очки – стоимость фишки указана в углу, рядом с буквой, и варьируется от одного до десяти. При этом подсчитываются все фишки, которые задействованы в полученном слове; например, один игрок выложил слово «час» и получил восемь очков – второй игрок добавил одну букву «ы», чтобы получилось «часы», стоимостью четыре очка, но получил двенадцать.

В целом весь игровой процесс выглядит так:

  1. Игрок начинает свой ход – потенциальные слова можно продумать заранее, пока делали ходы другие, принимая во внимание изменение положения на игровом поле;
  2. Игрок выкладывает буквы, образуя одно или несколько новых слов;
  3. Идёт подсчет очков с учетом бонусов. Полученный результат добавляется к ранее полученным очкам;
  4. Игрок добирает из мешочка столько фишек, сколько у него не достает до семи;
  5. Ход передается следующему.
Также может быть интересно:  Монополия с банковскими картами

Элементы игрового процесса

Фишки с буквами

Скрэббл (Scrabble)

В комплекте идет сто четыре фишки, которые содержат все тридцать три буквы русского алфавита. Распределение не равномерное – зависит от частоты употребления буквы; например, «о» встречается десять раз, «а» встречается восемь раз, а «ъ» – один раз. Стоимость фишек также зависит от редкости буквы; например, вышеупомянутые «о» и «а» стоят по одному очку, а «ъ» – десять очков.

Также присутствует две пустышки – ими можно заменить любую недостающую букву. Стоимость пустышки в этом случае будет равна букве, которую она заменяет. Игрок может забрать уже размещенную на поле пустышку при соблюдении двух условий:

  • Настал его ход;
  • У него имеется та буква, роль которой пустышка исполняет.

Заменив фишки, игрок получает в распоряжение пустышку, которой он волен распоряжаться по желанию.

Бонусы игрового поля

Скрэббл (Scrabble)

Помимо стартовой клетки игровое поле содержит бонусные, которые направлены на увеличение стоимости отдельно взятой буквы или всего слова целиком в два или три раза. Для их «активации» необходимо, чтобы слово расположилось на этой самой бонусной клетке. Принцип действия следующий:

  • Если слово проходит через клетку «двойной/тройной счет буквы», то увеличивается стоимость конкретно той фишки, которая легла на клетку, в два или три раза;
  • Если слово проходит через клетки «двойной/тройной счет буквы» и «двойной/тройной счет слова», то сначала подсчитывается стоимость фишки, а затем слова целиком.

Самые ценные бонусы, дающие «тройной счет слова», расположены по краям игрового поля – это сделано для стимулирования игроков расширяться в одном направлении, ведь всех имеющихся фишек не хватит и на половину поля.

Кто считается победителем

Концом игры считается момент, когда закончились все фишки у игроков и из мешочка. В этот момент победителем определяется тот, кто собрал больше всего очков. Для этого нужно не просто знать большое количество уникальных слов – своими бонусными клетками игра действительно развивает элементы стратегии, когда расстановку фишек так, чтобы на «тройном счете слова» оказалось самое дорогое слово.

Разновидности и дополнения

Скрэббл (Scrabble)

Помимо вышеназванного «эрудита», который в сухом остатке ничем от оригинала не отличается, «скраббл» имеет несколько второстепенных разновидностей:

  • «Скраббл детский» – ориентирован на детей возрастом до десяти лет. Главное отличие в том, что все слова уже написаны – маленьким игрокам нужно лишь заполнять клетки нужными фишками по мере их появления;
  • «Скраббл дорожный» позволяет играть во время путешествия на автомобиле, поезде или самолёте. Правила игры те же, только поле уменьшено раза в полтора, а также имеет бортики, чтобы фишки не упали. Такой набор компактнее, поэтому лучше поместится в каком-нибудь рюкзаке;
  • «Скраббл: неожиданные повороты» состоит из абсолютно другой стратегии – идея такой игры в том, чтобы как можно быстрее избавиться от своих фишек. При том, что никакого поля и очков нет – игрокам нужно составлять как можно более длинные слова, и совсем не обязательно, что они будут прямыми.
Также может быть интересно:  Каркассон (Carcassonne)

Бывалые игроки предпочитают вносить разнообразие в игровой процесс, поэтому придумывают свои правила, с которыми можно играть в обычный «скраббл». Среди самых частых и интересных идей можно выделить:

  • «Командная игра» – игроки делятся на две команды по два человека. У каждой команды теперь четырнадцать фишек на размышление, а также две светлые головы. В остальном все то же самое – разве что, очки приписываются не конкретному игроку, а команде, которой он принадлежит;
  • «Хардкор» – все фишки стоят ровно одно очко. Прелесть режима в том, что изменяется подход к имеющимся буквам: теперь не обязательно пытаться разместить букву «щ», чтобы заработать десять очков. Бонусы действуют по старой схеме, хотя ради интереса их можно аннулировать;
  • «Домино» – слова составляются при условии, из последней буквы предыдущего слова. То есть, пересечением «объеденить» фишки нельзя, и позаимствовать можно только одну из расположенных букв – только друг за другом. Проблема подхода в том, что поля может не хватать, чтобы полностью израсходовать буквенный запас – тогда концовка игры будет определяться и наполненностью поля.

Интересные факты

  • В 1998 году в Британии состоялась самая крупная партия «скраббла» – под «крупная» подразумеваются размеры, ведь каждая фишка имела площадь сто восемьдесят два квадратных сантиметра. Это достижение попало в книгу рекордов Гиннеса;
  • В 1995 году организовали игру в «скраббл» под водой. Набор был изготовлен специально под «влажные» обстоятельства;
  • «Скраббл» можно встретить в сериале «Симпсоны», а также в художественном фильме «Свадебный переполох»;
  • Рекордный счет – 1049 очков – поставлен Филом Эпплби в июне 1989 года.

 

Оцените статью
Настольные игры