«Коридор» (Quoridor) – логическая настольная игра для 2-4 участников. Разработана итальянским дизайнером Мирко Маркези. Опубликована в 1997 году компанией Gigamic Games. В этом же году разработчики получили премию Mensa Mind Game award за лучшую игру года, признанную в США, Канаде, Франции и Бельгии. Многие европейские учебные заведения (например, MindLab) выбрали «Quoridor» в качестве учебного пособия и ввели игру в образовательный процесс.
В процессе игры соперники выстраивают настоящий лабиринт, пытаясь первыми достичь противоположной стены. Любителям настольных головоломок должна быть известна стратегическая игра «Блокада» (Blockade), на основе которой был создан «Коридор». Первоначальный аналог придумал Филипп Слейтер в 1975 году. Маркези в 1995 году изначально создал версию «Блокады», назвав ее «Pinko Pallino». Пинко Палино был рассчитан на 2-х игроков, имел другие правила, действие происходило на доске 11Х11 и 42-мя стенами-перегородками. Современная версия 1997 года получила признание во всем мире. Кроме Gigamic Games права на ее издание купили еще четыре крупных игровых компании.
Характеристика игры
Тип игры: логическая
Уровень сложности: средний
Количество игроков: 2-4 человек
Рекомендуемый возраст: старше 4 лет
Примерное время игры: 30-40 минут
Навыки: логика, математическая грамотность
Кому понравится игра
О «Коридоре» в интернете опубликовано много положительных отзывов. Игра нравится взрослым и детям, любящим загадки, головоломки и шахматы.
Эта игра – отличное решение для организации семейного досуга
Комплектация
В комплект входят:
- игровая доска на 81 клетку с пазами для стенок-перегородок;
- пешки (4 штуки);
- стенки-перегородки (20 штук);
- холщовый мешочек для хранения пешек и перегородок;
- «карман» для доски;
- буклет с инструкцией на русском языке.
Правила
В комплект входит инструкция на русском языке. Она касается правил игры и занимает одну страницу печатного текста. Описание понятно и логично объясняет, как подготовиться, с чего начать, как ходить и для чего нужны стенки-перегородки. Действие происходит на квадратном игровом поле, разбитом на 81 клетку (по 9 с каждой стороны). Каждому игроку выдается по пешке и по несколько перегородок. На старте фигуры устанавливаются на центральную клетку у выбранной стенки. Движение начинается в сторону соперника. В игре на 2 человека фишки устанавливаются напротив друг друга. Четверо игроков распределяют между собой все 4 стороны. Задача — добраться до противоположной стороны раньше соперника и занять любую крайнюю клетку.
Перегородки играют роль препятствий. Чтобы не дать сопернику сделать ход, необходимо выстроить перед ним стенку. При этом желательно наперед рассчитать несколько вариантов собственных ходов. Игра развивает логические способности и стратегическое мышление, поэтому она пользуется спросом и популярностью. Нет числа стратегическим и тактическим решениям, которые могут прийти в голову игрокам. При случае можно поставить преграды своей фигуре только для того, чтобы не дать соперникам продвинуться вперед.
В процессе участники выстраивают на площадке настоящий лабиринт
Цель игры
Необходимо первым дойти своей фигурой до противоположной стороны доски и занять в последнем ряду любую клетку. Для победы необходимо продумать стратегию ходов и тактическое использование перегородок.
Подготовка
В начале участники разбирают игровые фигуры. Стенки-перегородки делятся поровну между соперниками. С каждого края доски для них имеются ложбинки.
Ход
За один ход принимается передвижение фигуры или установка барьера. Пешки начинают путь к противоположной стене, делая ходы вправо, влево, вперед, назад, переходя с клетки на клетку. Нельзя ходить по диагонали и перепрыгивать сразу несколько клеток. Устанавливая перегородку, игрок мешает сопернику двигаться вперед и заставляет его идти в обход, делая большую петлю. Противник, в свою очередь, проводит аналогичную стратегию по отношению к другим игрокам.
Стенки-перегородки
Отличительной чертой Коридора являются его двадцать перегородок. Стены представляют собой плоские деревянные пластинки шириной в две клетки. Они могут быть помещены в канавку, проходящую между клетками. Стены преграждают путь всем пешкам, которые должны обойти их. Стены делятся поровну между игроками в начале игры и после размещения не могут быть перемещены или удалены. На ходу игрок может либо переместить свою пешку, либо, если это возможно, поставить стену.
Барьеры могут быть размещены непосредственно между двумя клетками, в любом углублении, которое еще не занято перегородкой. Нельзя устанавливать препятствие так, чтобы оно отрезало единственный оставшийся для пешки путь и заблокировала ее. То есть, при любом раскладе пешка может быть закрыта только с трех сторон. С помощью барьеров можно преградить сопернику путь вперед, заставить его повернуть назад или вынудить его пешку идти в обход, тем самым увеличивая собственную вероятность победы.
Игровые фигуры
Пешки могут быть перемещены в любое пространство под прямым углом (но не по диагонали). Если фигура игрока окажется рядом с другой пешкой, то он может ее перепрыгнуть. Если у соседней пешки находится третья пешка или барьер с другой стороны от нее, игрок может переместиться на любую клетку, которая непосредственно примыкает (слева или справа) к первой пешке. Нельзя перепрыгивать через несколько фигур и преграды.
Этапы игры
Игру условно делят на три части. Первая называется «Открытием». Первая фаза длится в течение 5-7 ходов. За это время соперники «прощупывают» друг друга, выстраивают собственную стратегию, придумывают хитрые ходы. Здесь, почти как в шахматах, есть несколько проверенных дебютов, например, такие:
- Открытие Рида (придумал профессор Эдинбургского университета Скотт Рид) заключается в том, чтобы сократить количество ходов, перекрыв барьерами крайние левые и правые точки в третьем ряду.
- Дебют Ларри Шиллера (короля нард) начинается с трех ходов фигурой вперед, затем игроку нужно установить стенки таким образом, чтобы оставить для себя один короткий путь, а соперникам предоставить на выбор два, но длинные.
- «Каменная стена» — идея заключается в закрытии заднего ряда перегородками. В этом случае соперник не сможет заставить игрока повернуть назад, а заслон в свою очередь преградит продвижение «вражеской фигуры» вперед.
Следующий этап называется «Средней игрой». В этот период соперники развивают придуманные стратегии, стремясь увеличить количество ходов друг для друга. Заключительная стадия носит название «Эндшпиль». Здесь выясняется, кто становится победителем или определяется ничья.
Стратегии
В игре используются разные стратегии, которые возникли в результате возникновения общих закономерностей. Среди них наибольшей популярностью пользуются:
- зеркальное отражение – полный повтор действий соперника станет особенно эффективным, если противник не знает, как на это реагировать;
- экономия перегородок вплоть до эндшпиля – на этой стадии барьеры играют решающую роль;
- сохранение пространственного преимущества – нужно постараться с помощью стен-перегородок и грамотных ходов оставлять за собой пространство для лавирования.
Опытный игрок путем проб и ошибок сам разрабатывает собственную версию стратегии, которая рано или поздно приведет его к победе.
Победитель
Победителя, с одной стороны, определить просто. Кто первым дошел до противоположной стороны, тот и празднует победу. Но на доске может сложиться и такая ситуация: игроки использовали все перегородки и готовы прекратить партию. В этом случае победитель выявляется путем подсчета оставшихся возможных ходов. У кого путь короче, тот и победил.
Иногда случаются патовые ситуации, когда необходимо зафиксировать ничью. Например, пешка дошла до последней линии, но путь ей преграждает фигура соперника. Каждый ход вправо-влево будет зеркально отражаться на ходах соперника, и его пешка в любом случае не даст сделать победный шаг.
Версии и дополнения к игре
У «Коридора» существует несколько версий. К ним относятся:
- Портативная (карманная).
- Quoridor Mini / Quoridor Travel – уменьшенная копия для поездок и путешествий.
- Quoridor Deluxe – резная версия из дерева, подарочный вариант.
- Quoridor Giant – с полем и фигурами, увеличенными в 4 раза.
- Детская версия выпущена в 2004 году, фигурки вырезаны в виде мышек, доска желтого цвета состоит из 7Х7 ячеек, количество стенок-перегородок составляет 16 штук (по 8 на двоих участников или по 4 для четверых). Мышки сражаются за головку сыра. Дети от 9 до 12 лет могут участвовать в международном ежегодном турнире «MINDLAB».
Правила для всех версий одинаковые. Одной из модификаций является игра на время. Для этого можно использовать шахматные часы.
Интересные факты об игре «Коридор»
- интересный эксперимент заключается в игре втроем. В этом случае между парой участников возникает стратегическая кооперация против третьего. Пока один тратит стенки-перегородки, закрывая сопернику ходы, второй спокойно продолжает двигаться к заветной противоположной стенке. На такую партию может решиться только опытный игрок в «Коридор»;
- в 1998 году «Quoridor» признан лучшей игрой года по версии журнала «Games»;
- в 2009 году детская версия стала самой востребованной в Финляндии и Швеции;
- в 2018 году «Коридор» введен в чемпионат мира Pentamind наряду с шахматами, Го, нардами, скрэбблом. Чемпионом становится игрок, набравший максимальное количество в 5 баллов;
- в рамках Олимпиады по интеллектуальному спорту «Коридор» был впервые сыгран в 2020 году.
Игра «Коридор» имеет относительно высокую математическую сложность. Количество допустимых позиций составляет более 1 тысячи вариаций. Играть вчетвером гораздо интереснее и сложнее, чем вдвоем.