Собаки и Шакалы египетская игра

Собаки и Шакалы египетская игра

«Собаки и шакалы» или «псы и шакалы» – это настольная игра, которая была изобретена в Египте. Эта древнеегипетская игра дошла до наших дней, причем археологами и историками были найдены много, достаточно хорошо сохранившихся, игровых наборов. История игры насчитывает более 4000 лет. В древности ее также называли 58 дырочек Современное название игры Собаки против шакалов. Его предложил ученый-египтолог, который нашел полный набор игры в одной из гробниц. Оригинальное название игры найти не удалось, поэтому каждый ученый, который находил набор игры, давал ему свое название. Так самый первый набор назвали 58 дырочек. Также игру звали Гончие и шакалы, пальмовая игра. Пальмовой игру назвали из-за того, что на игровом поле по центру в середине всегда рисовалась пальма.

Всего несколько назад набор игры был обнаружен на территории современного Азербайджана. Раннее, в этом месте, проходила территория Месопотамии. Игровая доска выглядит очень красиво, сам принцип игры достаточно простой. Появление игры датируют 2135 годом до нашей эры. Игра была настолько популярна, что все египтяне старались взять ее с собой в загробный мир. Наборы игры были обнаружены также в Иране, Израиле и в Сирии. Большинство найденных древних досок имели прямоугольную форму со слегка скругленными краями, фишки напоминали длинные спицы с головами животных на концах. Играть в эту игру можно просто на земле, лучше всего на глинистой почве. Проделанные дырочки затвердевают на солнце, и получается готовое игральное поле. У древних шумер была найдена подобная игра, вот только на фишках были головы совсем других животных, доски для игры были совсем без украшений, и напоминали скорее кирпичик с дырками. Но были найдены и наоборот очень богатые доски из мрамора, кварца и даже горного хрусталя. Некоторые из них представляют собой произведение искусства. В некоторых наборах были предусмотрены ящики, в которые можно было сложить фишки. С виду некоторые наборы можно принять за музыкальные шкатулки. Найденные в гробницах фишки из слоновой кости представляли собой очень тонкую филигранно работу, головы собак изображались в виде египетских гончих, морды шакалов были с большими острыми ушами. Условно считается, что фишки шакалов это мужские фишки, а собак – женские. Шакалы изображаются темным цветом, собаки же наоборот светлым. Один из таких наборов даже хранится в Париже в Лувре. Встречались доски в виде Черепашки, коробки, медальона.

Игровое поле игры очень узнаваемо, длинные палочки, выступающие в роли фишек, имеют очень изящные морды, шакалы выполнены с зауженными длинными, как в изображениях Бога Анубиса, которого в Древнем Египте изображали человеком с головой шакала. Палочки собак в сравнении с палочками шакалов смотрятся как пары мужчины и женщины, что наталкивает на мысль, что в игру играли семьями, например муж с женой. Один участник играл женскими фишками, другой мужскими. Историки полагают, что собачья голова символизировала богиню Инпут – жену Анубиса. На поле изображена змея, символизирующая, по мнению историков, Кебхед, богиню Чистой воды – дочь Анубиса и Инпут.

Характеристика

Тип игры: гонки, стратегия
Уровень сложности: легкий
Количество игроков: 2 человека
Рекомендуемый возраст: старше 6 лет
Примерное время игры: от 30 минут
Навыки: внимательность, тактические способности

Также может быть интересно:  Настольная игра викингов Хнефатафл (Тавлеи)

Кому понравится игра

Эту игру можно подарить детям на праздник, поиграть в компании. Она простая, интересная, ее можно изготовить самостоятельно.

Комплектация

Собаки и Шакалы египетская игра

  • 5 фишек собак на палочке;
  • 5 фишек шакалов на полочке;
  • 4 игральных палки – дайсы;
  • игровое поле с отверстиями;
  • правила игры.

Основные правила игры

Собаки и Шакалы египетская игра

Игру часто находят в египетских гробницах, преимущественно богатых граждан, приближенных к царям и фараонам. Оригинальные правила игры найти не удалось, но по некоторым меткам и подписям ученым стало понятно, что существует несколько вариантов движения фишек. Игрокам требуется довести все свои пять фигур до финиша. Современные правила не являются оригинальными, они лишь являются догадкой ученых.

Собаки и шакалы представляет собой игру для фишек наперегонки – это стратегия. Восстановленные правила были довольно несложными, так как на многих досках были отметки с направлением движения для фишек. Изображенные на доске рисунки символизировали гонки по пустыне навстречу к оазису, часто на финише изображали древнеегипетские иероглифы Шен или рисовали глаз змеи. Иероглиф шен означал вечность, замкнутое пространство, год, долгое путешествие. Иногда также изображался источник с водой. Для пустыни Египта это было более чем актуально. Часто штрафные дорожки были выполнены волнистыми линиями, которые напоминали змею или ящерицу. Некоторые ученые сходятся во мнении, что игра не имела какого-либо мистического или сакрального значения, она скорее была просто светским развлечением. Но его разделяют не все.

Изобретенные в Египте игры, в большинстве своем, посвящались каким-либо богам, например, сенет принято считать игрой бога Тота, Мюнхен игрой Бога Сета, а собаки и шакалы по праву считается игрой Бога Анубиса. Кому-то нравится считать, что игра использовалась не только для игры как таковой, но и для предсказаний. Также историки предполагают, что игра была необходимой частью погребального ритуала. Символично также, что часто игровую доску делали в виде бегемота, который является символом богини встречающей людей на пороге подземного царства, покровителем которого был Анубис.

Собаки и шакалы самая красивая игра Египта. Собаки и шакалы выступали привратниками в царстве мертвых, но в тоже время их сделали персонажами игры, что показывает отношение простого народа к смерти. Эта игра не военная тактика, она больше развлекательная, а наличие различных декоративных украшений игры, выполнение ее из дорогих материалов говорит о том, что она была очень популярна среди знати.

Впервые игру обнаружим Говард Картер, это английский ученый-археолог, который известен многим, так как он нашел гробницу Тутанхамона. Именно он придумал название Собаки и шакалы. Ученые же, обнаружившие эту древнеегипетскую игру в других местах прозвали ее 58 дырочек.

Цель игры

Цель игры вывести все фишки противника с поля.

Подготовка к игре

Собаки и Шакалы египетская игра

В игру могут играть мужчины и женщины, и даже дети. Игрокам выдается по 5 фишек, играют двое, фишки устанавливают в 5 отверстий у самого начала. Количество бросков определяется бросанием палочек, которые заменяют игровые кости. Ход начинает тот игрок, который выбрасывает единицу или пятерку.

Игра начинается на пустом поле под кроной пальмы, фишки спускаются вниз, потом уходят в бок, поднимаются вверх и встречается у иероглифа Шен. Каждому игроку дается всего 5 фишек. На старт ставят по одной фишке, потом между собой разыгрывают очередность хода. Игрок, у которого выпало меньше всего очков ходит первым на то количество, которое показали очки. Вместо игральных костей использовали палочки цветные с 2 сторон.

Также может быть интересно:  Проект манхэттен

Элементы игрового поля

Набор для игры комплектуется дощечкой с 58 отверстиями, они расположены в 4 ряда по 29 дырочек с каждой стороны от пальмы. К игре прилагается 10 палочек, 5 из них изображается с головами собак, а пять с главами шакалов. Палочки втыкаются в дырки на доске. Большинство найденных древних досок были изготовлены из глины, также встречались варианты из слоновой кости, мягких пород камня и дерева. Некоторые игры были красиво украшены росписью, резьбой и, даже инкрустацией драгоценными камнями. Встречались наборы, которые были изображены в форме животных, например, бегемота или туловища животного на четырех ногах без головы.

Ход игры

Пропускать свой ход нельзя, вставить две фишки в одну дырку тоже нельзя, один бросок палочек дает право на один ход. Дополнительный ход дается тем игрокам, которые встают на дырочку номер 15 и 25 на доске, они особо помечаются. Если игрок попал на десятую дырочку, которая тоже отмечена, то он переходит на две дырочки назад. Если он попадает на двадцатую, то переносится практически на половину пути назад. Поле 14-24, наоборот, продвигает фишку значительно вперед, в качестве бонуса. Игральные кости в игре заменены палочками, одна сторона палочки закрашена темным цветом, а другая белым. Игроки кидают все четыре палочки одновременно, очки определяются так: если одна палочка упала белой стороной вверх, то игроку дается одно очко, но если две палочки упали белой стороной вверх, то игроку дается два очка. Если 3 белых палочки, то 3 очка, если 4 белых палочки, то 4 очка, если у игрока все палочки выпали черной стороной, то игрок ходит на 5 очков вперед. Где бы с самого начала фишка не была установлена, она вступает в игру, начиная с 5 отверстия. Примечательно, что дорожки игроков никак не пересекаются.

Фишки выбиваются следующим образом: когда одна из собак или шакалов достигает оазиса, то фишка противоположной команды последняя по счету снимается с доски. Есть несколько тактик, которые помогают победить, например, многие игроки придерживаются такой стратегии, чтобы двигать фишки как можно ближе друг к другу. В современное время игра выпускается и на фабриках, и энтузиастами вручную. Например, в Египте это достаточно популярный сувенир. Также игра очень популярна в США и Европе. В Египте чаще всего игра предлагается не в коробке, а в мешочке. Часто в коробку кладут две запасные фишки. В Америке игра выпускается в виде коробки с головой сфинкса. Змейки или изогнутые дорожки сокращают путь для фишек. Пути фишек никак не пересекаются, у каждого игрока своя собственная дорога, которая заканчивается символом Шен, из-за чего некоторые так и называют игру Шен. Только здесь в конце пути Инпут и Анубис сходятся. Так описал игру египетский жрец Гораполон. Пальма, нарисована на игровом поле. Часто описывая что-то, добавляли Пальму, и это означало, что действие происходило целый год. Например, если изображалась одна ветка пальмы и восход Луны, значит, это был один месяц. Знак шэн также означал год. Пальме приписывают и другое значение вместе со змейками, символизирующими чистую, прохладную воду. Пальме приписывали также значение оазиса, к которому игроки торопятся, пытаюсь обогнать соперника.

Также может быть интересно:  Игра Морской бой

Каждая фишка продвигается на столько очков, сколько выпало на полках. Когда фишка останавливается на поле, по которому подходит змейка, то фишка перемещается по ее направлению. У каждого игрока встречаются две змейки, которые могут подвинуть фишку вперед, а могут отодвинуть ее назад. Когда игрок выводит на поле сразу несколько фишек, он может ходить любой из них, с тем условием, что последние фишки не перегоняют первые. Так как игрок выбирает, какой фишкой можно сделать ход. Это позволяет ему в большинстве случаев избежать отката назад, на поле со змейкой. Поэтому опытные игроки рекомендуют заводить на поле по несколько фишек. Некоторые поля помечены иероглифами, иероглиф Нефер – кружок с крестиком наверху означает «хорошо». Как только фишка игрока проходит на нефер, он имеет право вывести на поле еще одну фигуру. Если игрок передвинулся с 6 поля на 20, миновав при этом нефер, то это не считается его прохождением. Если игрок встал на нефер, он имеет право дополнительно сделать бросок и сходить. Второй иероглиф Шен – кружок с параллельной чертой означает финиш. Как только фишка дошла до финиша, то автоматически снимается самая последняя фишка противника и на доску она больше не возвращается. Для окончания игры фишкой, необходимо выкинуть точное количество очков, чтобы фишка вставала именно на это поле. Если это сделать невозможно, то игрок должен делать ход другой фишкой, если и это невозможно осуществить, то ход пропускается. Когда с поля выводится единственная активная фишка игрока, то другая тут же становится вместо нее на старт. Фишка, которая зашла до шен, опять может быть поставлена на старт. Фишку, которую вывел из игры противник, сама на старт не возвращается, на ее место становится другая. Поле шен символично, оно не имеет дырочки, так как это финиш.

Кто считается победителем?

По правилам фишки игроков должны добиваться победы в игре. Тот, у кого больше фишек достигло финиша, тот и победитель.

Интересные факты

В Египте существовал культ собак, нередки также были случаи приручения шакалов. Собаки считались посредниками между богами и людьми. В Египте существует множество захоронений с мумиями собак и шакалов, поэтому ученые все-таки иногда приписывают игре божественный смысл. Сразу 2 священных животных, связанных с Богом Анубисом – покровителем умерших, встречались на одной доске. В тоже время символично, что собаки на игровом поле противостоят шакалам, ведь собака считается простодушной, доброй, спокойной, доверчивой, близкой людям, охраняющей человека. Шакал хитрый, упрямый, опасный, не приученный жить в домах. В пользу священности игры говорит также изображение воды и дорожки в виде змеи, что соотносилось у египтян с дочерью Анубиса Кебхет, которая была покровительницей воды и изображалась в виде змеи.

Игра было настолько популярна, что богатые египтяне забирали ее с собой в загробную жизнь. Игра была обнаружена при раскопках гробниц в Междуречье, Египте, в древнем Иране, Сирии, Израиле, Палестине, Ираке. Ни одна игра раннее у египтян не была так изящно украшена. Игру вырезали из дерева, из кости, украшали драгоценными камнями, формы делали очень изящными, точными.

Оцените статью
Настольные игры