Дальдоза или Далдос, по некоторым источникам, – это настольная игра, распространенная в древности на Скандинавском полуострове. Историки утверждают, что сначала игра появилась в Дании как Далдос, и лишь потом в Норвегии как Дальдоза. Позже она перекочевала в Финляндию и Россию ближе к 17 веку. В нее играли саамы. Самым ближайшим прародителем настольной игры называют «Собаки и шакалы» Древнего Египта.
Интересная игра для двух взрослых игроков и детей старшего возраста поможет скоротать вечер. Она затягивает так, что в Норвегии даже появилась крылатая фраза «Spilla daldōs», что означает «заигрался в дальдос». Игроку придется воевать, догонять и убивать воинов противника, пробираясь на его территорию.
Современные наборы игры можно купить в Норвегии в региональном музее, который продает игры, сделанные добровольцами. Упоминание об игре встречается в пословицах Дании и Норвегии. Чтобы восстановить реальные правила игры, энтузиасты провели настоящие международные исследования. Особенно популярна игра была военное время во Вторую мировую войну, люди снова начали играть в Дальдозу, где один игрок играл на стороне норвежцев, а другой за немцев.
Дальдоза очень популярна, поэтому многие делают игру вручную, вырезая фишки и доски подручными средствами. Дальдоза выглядит очень оригинально, сама игра напоминает бег морской команды по кораблю.
Первый ход игроки всегда делают на дорожку по центру. После того как выпадет дал, активируют игрока и он поворачивается как ключ параллельно дорожки. Игрок может активировать фишки не подряд, а в любом порядке. Фишки догоняют друг друга, чужую фишку можно перепрыгнуть. А вот свою перепрыгнуть не получится. И несобственные фишки, и фишки противника постоянно бегают от кормы к носу и обратно, не возвращаясь на родную полосу. В Дальдозе можно убить любую фишку и активную и неактивную. Таким образом, два ряда фишек постоянно кружится на палубе до тех пор, пока не останется одна единственная фишка. Это очень активная игра относится к семейству боевых гонок.
Характеристика
Тип игры: военная стратегия
Уровень сложности: средний
Количество игроков: 2 человека
Рекомендуемый возраст: старше 10 лет
Примерное время игры: от 30 минут
Навыки: стратегическое мышление, находчивость, внимательность
Кому понравится игра
Дальдоза – очень азартная игра. Понравится практически любому. Необычная история, вид и сюжет игры располагают к ее изучению. Набор игры можно подарить человеку любого возраста. Игра станет настоящим украшением вечера. Веселая, интересная, живая настольная игра всегда была популярна у путешественников, особенно у мореплавателей.
Комплектация
- игровая доска, стилизованная под корабль викингов с отверстиями в 3 ряда по всей длине,
- 2 комплекта по 16 фишек разного цвета (формы) на цилиндрической ножке,
- 2 игральных кости, четырехгранные, заостренные на концах,
- правила игры.
Основные правила игры
На деревянном поле, представляющим собой дощечку слегка закругленную с одной стороны, располагается в 3 ряда отверстия. В крайних по бокам в рядах по 16 отверстий, в среднем ряду 17. Сама дощечка представляет собой корабль. Современные версии игры чаще всего выпускаются в виде корабля. У каждого игрока есть по 16 фишек на палке, которая вставляется в отверстие на доске. Верх фишек разного цвета или разной формы для различения команд игроков. Например, у одного игрока сверху фишки могут быть квадратной или прямоугольной формы от другого в виде пик или кружков. В начале игры все фишки стоят перпендикулярно вдоль корабля, позже постепенно в процессе игры они переворачиваются параллельно ряду, и ходят друг за другом, переходя в ряды противника через промежуточный средний ряд по цепочке змейкой. Игроки ходят по очереди. Пока фишка игрока неактивная ходите нельзя. Фишка активируется только в случае выпадения на игральной кости символа «А», тогда фишка активируется или игрок переходит на один ход вперед уже активированной фишкой. Фишки игрока перемещаются. Сначала по своему ряду в ту сторону, где дощечка закруглена, а дойдя до конца ряда, фишки переходят в средний ряд и перемещаются по нему в обратную сторону. Дойдя до края, фишка начинает двигаться по ряду противника опять к закругленной стороне корабля, до тех пор, пока не закончится игра или сама фишка не будет убита. Домой фишки уже не возвращаются. Все ходы совершаются по очереди. В начале игры, если у игроков никого не выпал символ А, то ход переходит друг к другу до тех пор, пока «А» не выпадет.
Аналогичная игра существовала Финляндии и России у саамов пока ее не запретила церковь, так как игра считалась азартной. Древность Дальдозы доказана рукописными работами 13 века, в кодексе, найденном в южной Англии содержаться картинки, где есть описание игры Дальдоза.
Сейчас игровые наборы Дальдоза выпускаются в традиционном стиле в виде кораблей и сидящих на нем гребцов. Сокращенная Датская версия игры в Дальдоза используется только для детской версии, так как фишек там меньше, и игра, поэтому, длится меньшее время. Дощечку удобно брать с собой в путешествие, она не занимает много времени, если не выполнена в виде большого корабля. Игроки по очереди кидают фишки, пока у кого-то из них не выпадет дал, тогда фишка активируется и ходит, причем можно активировать любую фишку в ряду. Активировав крайнюю фишку, игрок сразу идет в средний ряд противник его догоняет и пытается убить либо перепрыгнуть. На кубике сторона с двойкой называется дос. Выпавшие очки можно суммировать или распределять между двумя своими фишками, а отказываться от хода нельзя. Но если, он невозможен, придется пропустить.
Достигнув носа, фишка идет на дорожку противника, перепрыгивая и выбивая фишки, которые задержались дома. Убить можно любую фишку и активную, и неактивную. Дойдя до кармы со стороны противника, фишка опять переходит на среднюю дорожку и, опять идет к носу пока ее не убьют или она не останется победителем. Так одна фишка может несколько раз обойти несколько полных кругов относа до кормы и от кормы обратно. Все игроки торопятся вывести фишку на главную дорожку, чтобы поскорее перейти на сторону противника и истребить его фишки, поэтому большинство далов игроки тратят именно на активацию.
Цель игры
Цель игры убить фишки противника. Если фишки переходят на дорожку противника, движутся по ней, потом обратно идут на среднюю. На свою дорожку не возвращаются. Потом опять идут на дорожку противника встретиться с противником они могут только на центральной дорожке.
Подготовка к игре
Игроки, сидящие друг напротив друга, я расставляют свои фишки в отверстия крайних рядов доски. Каждый игрок расставляет свои фишки в ряд ближний к себе. Все фишки должны быть расставлены плоскими сторонами перпендикулярно. Это означает, что они не активны. После этого двое разыгрывают право первого хода. Первый ход разыгрываются с помощью игральных костей заостренных или закругленных по краям. На четырехгранных в костях имеется обозначение: римские цифры 2, 3, 4 и буква А, которая обозначает единицу. Фишки на поле неактивны, пока их верхушки повернуты поперек рядам, то есть перпендикулярно. Как только фишка будет развернута параллельно — игрок активирован. Начинает тот игрок, у которого на игральной кости выпало большее значение в сумме двух игровых костей.
Элементы игрового поля
Норвежская версия игры доска всегда врезалась по форме корабля, то есть крайние ряды были немного изогнутые, как бы следуя за направлением бортов корабля. В датской игре ряды прямые. В игре используются фишки по 16 штук, вырезанные из дерева на штативе, который втыкается в отверстие на доске. Фишки отличаются или по цвету или формой наконечника.
Ход игры
По правилам игры, игроки ходят по очереди, переходя на средний ряд, а потом на ряд друг друга, как только первой фишке некуда будет ходить, начинает ходить вторая, если она активна. Свою фишку перепрыгивать нельзя, а чужую можно если выпала та же позиция, что у фишки противника, то фишка противника становится убитой, и она выходит из игры. Нельзя перепрыгивать через две фишки сразу, даже если они стоят через одно отверстие друг от друга. После прохода Центральной дорожки фишки переходят на дорожку противника. Если на камнях выпало число, которое не может быть использовано полностью, то ход полностью пропускается. Но можно разделить ход на две фишки главное сходить все выпавшие ходы, причем не обязательно ходить именно такое количество которое выпадает на фишках. Например, выпало 4 и 3, тогда одна фишка может сходить 2, а другая 5 ходов.
На игральных костях позиция А называется дал. Практически все далы тратятся на активацию фишек. Активированные фишки можно перемещать в соответствии с выпавшими очками. Необязательно использовать только активацию, можно уже активированную фишку переместить на одну позицию. Если одновременно выпало два дала игрок получает право на еще один ход. Если партия сильно затянулась, то игроки могут договориться о ничьей.
Кто считается победителем?
Победителем считается тот игрок, который убил все фишки противника, и у него осталось хотя бы одна фишка на палубе.
Дополнения и версии игры
Изобретение игры викингов относят к девятому веку нашей эры. Викинги могли привезти эту игру с берегов Африки, куда они ходили по морю. В датской версии игры, которая считается более древней, отверстие на доске не 16-17 как норвежской, а всего 12 и 13. На кубике в датской версии была буква А, а в древней норвежской версии вместо А использовалась X. В современной игре границы между датской и норвежской версией стерлись. В датской версии фишки различались именно формой верха, а в норвежской — цветом.
Интересные факты
Дальдоза была практически забыта. Эта игра норвежских моряков подходила больше для военного времени. Об игре вспомнили после выхода романа Енса Петера Якобсена «Фру Мария Груббе». Там описывалась Дальдоза, ее правила. Прочитав роман, один адвокат решил узнать в игре больше, разыскать людей, которые помнят, как в нее играть. И он нашел женщину, которая имела и игровой набор, и помнила, как играть. Сейчас этот набор хранится в музее. Позже были обнаружены еще несколько наборов игры. А уже в XX веке норвежский исторический журнал напечатал статью об игре, и она вновь набрала популярность.
Название игры произошло от двух частей слова Дал и Дос. В современной версии игры и в самой ранней датской версии грань на кубике, обозначающая единицу называется Дал, в норвежской версии это Х. Двойка имеет обозначение Дос. Отсюда и название Дал-дос – Дальдоза.
Изначально игра была придумана для развлечения в Долгих морских походах. Исследователи утверждают что фишки, которые вставляются в отверстия, только подтверждают то, что игра использовалась в морских путешествиях, так как при сильной качке не закрепленные в отверстия фишки могли упасть. Так же исследователи утверждают, что игра произошла от древнеегипетской игры Шен или, как ее еще называют собаки и шакалы. Игра Шен и Сиг, как ее называли бедуины, не дожила до наших дней.
В 17 веке популярность игры сошла на нет, и если бы не упоминания в известном романе то, возможно, я они бы сейчас никто ничего не знал. Историки искали данные об игре и даже платили вознаграждение тем, кто мог хоть что-то рассказать.