Шумерская игра Ур

Шумерская игра Ур

Шумерская цивилизация была достаточно развитой, именно здесь была изобретена клинопись, исчисление времени в часах и минутах, а также деление окружности по градусам. Игра УР датируется примерно возрастом 4.500 лет. Шумерский город Ур упоминается в Библии, именно здесь жили халдеи. Найденная археологами древняя доска на данный момент хранится в британском музее столицы Англии. Игровое поле из дерева было найдено в Древних развалинах археологам Леонардом Вулли в Месопотамии. При раскопках некоторых гробниц также было найдено несколько игральных досок ручной работы, что позволяет судить о том, что игра была популярна среди высших сословий шумерской цивилизации. Богатые люди не пренебрегали таким развлечением. Шумерская игра города УР в наборе содержала игральную доску и по 7 фишек на каждого игрока черного и белого цвета. Их находили в комплекте с досками. Найденные при раскопках фишки были выполнены из раковин, на которой была нанесена лазурь. Также встречались фишки из сланца с отметинами из перламутра. В наборе содержались шесть костей пирамидальной формы, которые имели отличный от фишек цвет. Также на костях по два уголка были выкрашены в другие цвета. Игру города Ур называют прародительницей нард.

Характеристика

Тип игры: стратегия
Уровень сложности: средний
Количество игроков: 2 участника
Рекомендуемый возраст: старше 8 лет
Примерное время игры: от 30 минут
Навыки: выработка стратегического мышления, внимательность

Кому понравится игра

Игра относится к семейству походных игр. Доски для игры УР изготавливаются из дерева, они были компактными, их можно было взять с собой. Современная игра Ур также изготавливается на облегченных досках, картоне и других материалах, что позволяет ее брать с собой в путешествие. Такая игра может стать отличным подарком.

Комплектация

Шумерская игра Ур

  • игровая доска, состоящая из двух, расписанных блоков 4х3 и 2х3, соединенных двумя клетками-мостом;
  • 14 фишек, по 7 на каждого игрока белого и черного цвета поровну;
  • пирамидки, выступающие в качестве игральных костей с двумя помеченными вершинами или палочки – дайсы, разного цвета с двух сторон;
  • правила игры.

Основные правила игры

Шумерская игра Ур

В игру играет 2 человека. Ученые установили, что шумерская игра ур самая древняя из известных на данный момент. Шумерская игра УР достаточно популярна, многие игроки в интернете предлагают собственные интерпретации правил. Людям очень нравится идея играть в такую древнюю игру, поэтому многие предлагают свои толкование символов на поле. Большинство версий – это достаточно запутанная теория, компилирующая все известные правила. Часто они не сбалансированы, но имеет определенное рациональное зерно. Большинство игроков предлагают сделать выходом для фишек квадрат в основании доски. Он по-своему уникален, такого орнамента больше нигде уже нет. Все понимают, что этот квадрат особенный, но чем, до конца неизвестно. При повторном входе на эту же клетку, другая фишка может встать сверху.

Игроки могут ходить любой своей фишкой поочередно. Фишки ходят только по своей дорожке, достигая 14 клетки, игрок переворачивает фишку, чтобы она отличалась от других. На каждой клетке могут находиться неограниченное количество фишек, но после 5 клетки одна фишка может сбить другую, так как дороги соединяются. Если фишка соперника попадет на фишку игрока, то сбивает ее. Если на этом поле стоит сразу несколько фишек игрока, то сбивается только верхняя фишка, при этом фишка удаляется с доски, но потом водится игру снова. Идущие домой перевернутые фишки могут сбить также только перевернутые фишки. Нельзя сбить фишку на клетке с розетками или на клетке выхода – это своеобразные островки безопасности.

Также может быть интересно:  Настольная игра викингов Хнефатафл (Тавлеи)

Шумерские цари подарили миру очень красивую игру, она была забыта намного лет пока ее не нашли при раскопках гробницы царице Пооби и, хотя дерево игрового поля было практически уничтожено, сохранилась драгоценная инкрустация. Реставраторы смогли воссоздать этот набор. Также шумерскую игру Ур называют царской игрой из города Ур, королевской игрой Ура, вавилонскими шахматами. Каких-либо правил для игры в гробнице тогда не нашли. Все ученые много лет пытались разгадать загадку движения фишек по этой доске. Например, розетки расположены на расстоянии 4 ходов друг от друга, что дало повод предположить некоторым ученым, что розетка дает право на повторный бросок костей. Большинство ученых склоняется к тому, что рисунок на доске является схематически записанными правилами. Если это действительно так, то игра становится не просто тактической и азартной, но и в полной мере логической, так как грамотная расстановка фигур и выбор входа для разных фишек может изменить последствия бросков, если они были неудачными.

Цель игры

Цель игры провести все фишки по игровому полю и выйти первым, оставив на поле фишки противника.

Подготовка к игре

Шумерская игра Ур

Игра представляет собой соперничество между двумя участниками. Победителем объявляется тот, кто проведет все свои фишки по всем 20 клеткам доски по определенной траектории. По реконструированным правилам, каждый игрок ходит фишками своего цвета по своей определенной дорожке. В древности игральные кости у каждого игрока были свои, по три пирамидки у каждого. Если пирамидка выпала цветным уголком кверху одна из трех, то это означает 0 очков, если из трех костей 2 выпало уголками кверху, то это означает 1 очко, если все три, то это 5 очков, 3 пустых уголка вверху это 4 очка. Клетки один и пять игрового поля возвышаются над другими за счет вырезанных розеток. Тот, кто первый бросает кости при выпадении 1 или 5 помещает фишку на поле.

Элементы игрового поля

На фишках изображаются шумерские цифры от одного до 14, игра относится к стратегиям. В современной версии дайсы – игральные кости в виде пирамидок выпускаются в количестве 3 штук, если игра выполняется на тканевых материалах или коже, то чаще всего она упаковывается в тубус.

Ход игры

Исследователи отметили, что квадратики с узорами на шумерской доске определенно что-то означают. Хотя они располагаются не симметрично, но определенный порядок в этом расположении есть. Отгадать магическую формулу их расположения пока никому не удалось. Настольные игры, выпускаемые как копии шумерской игры Ур, лишь копируют детали как часть декора. Привязать рисунки к правилам никто не может. На глиняной табличке, найденной археологами, ученые смогли разобрать только длинный путь, вход во вражеский дом и что-то о повышении ставок. Начиная с определенного хода, в игре участвует поле переворота фишки. Есть игральные кости, их 3. Розетки, расположенные на поле и остальные квадраты имеют определенное значение. Вот только перевести их никому не удается. Поле условно делится на два блока: большое и малое. Предполагается, что игра начинается в большом блоке. Все игроки сходятся во мнении, что при прохождении петли в квадратах малого блока на углах фишка должна приобретать какие-то другие свойства, например, переворачиваться. Также определено, что фишки могут ставиться столбиком на одном квадрате. Они выбивают друг друга с него. Алгоритм игры при детальном изучении кажется сложным, но на самом деле он вполне логичный и простой. В игре включены и точный расчет элемент случайности. Как жаль, что правила в эту игру умерли вместе с шумерской цивилизацией.

Также может быть интересно:  Зельеварение

Первый ход делается в основание квадрата ближнего к мостику с изображенными на нем четырьмя глазами. Далее фишка начинает двигаться по направлению к розетке, выходит на средний квадрат противоположный основанию моста, потом фишка проходит весь большой квадрат, мост и, доходя да до квадрата с четырьмя глазами на маленьком блоке, двигается в сторону розетки, которая находится с той стороны, где начинала ход фишка. Потом фишка проходит через оба поворотные квадрата, это два квадрата, очерченные волнистой линией друг в друге с пятью нарисованными фишками. После проходит через вторую клетку розетку, доходит до квадрата с глазами, причем на первом поворотном квадрате фишка переворачивается отметинами вверх. Дальше фишка идет через мост и до конца прямо, никуда не сворачивая. На последнюю клетку надо попасть точно, чтобы фишку можно было вывести с поля. В некоторых современных интерпретациях игры обозначение игровых костей в виде тетраэдров трактуются по-своему. Ученые определяли две пирамидки кверху пустыми гранями и 1 окрашенной означали 0 очков, в современных правилах часто такая позиция принимается за одно очко. Две окрашенные пирамидки кверху, учеными обозначались как одно очко, сейчас можно увидеть в современных правилах как 2. Три окрашенные пирамидки кверху в трактовке ученых означает 5 очков, а в современных правилах можно увидеть как три очка. Все пустые пирамидки означают 4 очка в любой версии. Розыгрыш первого хода да происходит путем выкидывания пирамидок. Тот, у кого выпало меньшее число, начинает ходить. На мостике на квадрате с четырьмя волнистыми квадратиками с отметинами фишки могут становиться друг на друга, независимо от того к какой команде они относятся. По правилам пустые фишки не сбивают крапчатые, а крапчатые пустые. За исключением указанной клетки с четырьмя квадратами фишки не могут вместе останавливаться на одной клетке. Если фишка сбита противником, то ей придется пройти весь путь заново. Начинается движение фишек чистой стороной вверх. Фишка переворачивается со следующего хода, после прохождения клетки с волнистым квадратом. На первые клетки как принято считать, фишки могут устанавливаться друг на друга. На другом квадрате с четырьмя волнистыми квадратами с краплением правилами установлено, что в столбик могут устанавливаться только до 4 фишек, причем право на ход имеет только верхняя, остальные считаются заблокированными, пока она не уйдет. Если на этом островке уже стоят 4 фишки, то пройти его пока невозможно, приходится вводить игру новую опять. Также можно ставить фишки столбиком. Заход осуществляется с позиций 1 или 5 или как установлено в правилах вашей настольной игры. Противник не может зайти в лагерь своего соперника.

Также может быть интересно:  Дети Каркассона (The Kids of Carcassonne)

Соперники встречаются только когда начинают движение по общей дорожке. Фишка, которая встала на финальное поле, не может быть сбитой или зажатой, она просто стоит и ждет, пока не выпадет единица, чтобы окончательно уйти с поля победителем. Для квадратов, изображенных просто с пятью точками, значение не придумано, возможно, древние изготовители просто не хотели их оставлять без орнамента. Узкая доска считается самой старой, самой сложной и самой красивой игрой из древних. Для игры можно разработать несколько стратегий, например, строить баррикады, собирать отряды, двигаться группами либо по одному. Также можно устраивать засады. Примечательно, что подробные рисунки со значками изображались только на царских досках и досках богатых граждан.

Кто считается победителем?

Чтобы фишка могла выйти с поля как победитель, необходимо выкинуть точное число ходов на пирамидках. Если ход не подходит для этого, то игрок может сходить другой фишкой или пропустить ход. Если на поле вывода пирамидкой стоят несколько фишек, например, на позиции в 4 ходах от выхода, и участник выкидывает четверку, то имеет право вывести сразу всю пирамиду фишек.

Интересные факты

Фирма, впервые выпустившая современную вариацию игры Ур, разработала собственные правила на основе руководства, добытого археологами – шумерской таблички. Игра выпускалась с десятью фишками по 5 штук для каждого соперника на каждой фишке было написано на разное количество точек, к игре прилагались карточки символами и их описаниями. Такая форма позволила ввести свои дополнения, компания выдвинула свою версию сюжета: фишки они интерпретировали как птиц, игровое поле как небо. Таким образом, сюжет развивался как полет птиц по небу над пустыней.

Некоторые историки полагают, что борозды, вырезанные на шумерской доске, означают реку, а сюжет игры описывают как военный поход вдоль этой реки. Прохождение по разным городам, которые представляют квадраты, и возвращение домой с добычей для этого на фишках делались метки. Чем больше меток, тем богаче добыча. Найденная игра в современное время имеет даже компьютерную версию.

Многие ученые соотносят вкрапления на фишках с военной службой шумеров. Доподлинно известно, что их форма состояла из одежды с крапчатой накидкой. Возможно, игра означает переход от гражданских лиц в военные.

Оцените статью
Настольные игры