Настольная игра викингов Хнефатафл (Тавлеи)

Настольная игра викингов Хнефатафл

Хнефатафл приобрел свою популярность в Средних веках. Хнефатафл (Тавлеи) — это скандинавская игра, первое упоминание о которой было в третьем веке нашей эры. Это настольная игра была достаточно популярна в Гренландии, Исландии, Великобритании. Чуть позже она появилась в Киевской Руси под названием Тавлеи или Велеи в некоторых местах. Сейчас игра возрождается.

Тафл (Хнефатафл) считается прародителем шахмат. Известно, что раньше игра была разных размеров. Поле игры могло быть как 7 на 7 клеток, так и более, до 19 на 19. Все фишки делались одного размера, и только князь мог выделяться на их фоне. Фишки могли делать из кости, стекла, дерева, камней и так далее. Правил, по которым в игру играли сами Викинги, в каком-либо записанном виде не сохранилась. Реконструированы лишь правила, которые дошли до наших дней в устных описаниях, а задача белых фишек переместить короля или князя к одному из 4 выходов. Если все фишки создаю прямой открытый коридор для фишки князя, то они объявляют Шах, если видно, что следующим ходом король сможет пройти к одному из выходов, то объявляется Мат — белые фишки выигрывают.

Характеристика

Тип игры: военная стратегия
Уровень сложности: средний
Количество игроков: 2 человека
Рекомендуемый возраст: старше 6 лет
Примерное время игры: от 20 минут
Навыки: развивает стратегическое мышление, внимательность

Кому понравится игра

Она может послужить отличным подарком для друзей, знакомых и родственников на любой праздник. В игру могут играть дети от 6 лет. Это парная игра, но в компании можно играть на вылет или играть командами.

Комплектация

  • игровое поле 9х9 или 11х11 клеток;
  • 24 игровых фишки или фигурки;
  • фишка или фигурка князя (Рагнара);
  • 12 фишек или фигурок защитников;
  • правила игры.

Основные правила игры

Настольная игра викингов Хнефатафл

В скандинавской версии игры центр поля называется конунг. По четырем сторонам в углах располагаются выходы. Сюжет игры таков, что нападающие прибывают с кораблей. Они должны захватить обладателя конунга. Нападающие ходят первыми. Все фигуры подобно ладьям в шахматах ходят неограниченное количество клеток по горизонтали или вертикали. Конунг (Рагнар, Князь) ходит только по три клетки, может заходить на трон и на выходы. Другие фигуры не могут заходить на трон и на выходы, но могут перепрыгивать через трон, если ход проходит по центру поля.

Не смотря на то, что игра была крайне популярна у викингов, она распространилась далеко за пределы скандинавского полуострова. Викинги были известны своими набегами, но это был не хаотичный захват с бандитскими группировками, а тактически продуманные военные операции. Викинги считались хорошими воинами, которые знали все и о тактике, и о стратегии. А их предводители могли сплотить войска. Воины отличались смелостью и силой воли. Викинги были отличными воинами, но и отдыхать они умели. Для них была счастьем погибнуть в бою. Большое значение они придавали религии, а именно богам. Погибнув в бою, воин попадал в Вальхаллу, где жили боги.

Если темная фишка случайно открыла проход для белого короля, то светлые могут воспользоваться этим в свой ход. Блокировка осуществляется один раз за один ход. Если предполагается, что следующим ходом может быть захвачен король, то темные фишки объявляют Шах, если следующим ходом короля все-таки блокируют — объявляется мат и захватчики выигрывают. Для игры в Тавлеи выбирается точно такая же тактика, как и для скандинавской игры. Центральная клетка — трон. Король начинает игру на ней и может вернуться на нее в любое время в течение игры. Пока трон пустой, фигуры могут проходить мимо него. При помощи своих защитников король должен занять одну из четырех угловых клеток, так как они считаются выходом. На клетку трон не могут вставать не защитники, не нападающие. Игроки ходят друг за другом, передвигаясь на любое количество клеток вперед, назад либо в бок. По диагонали фишки не ходят.

Цель игры

Главной задачей игры является сохранение князя. Скандинавская версия направлена на развитие тактических и стратегических навыков логики и внимательности игра очень захватывающая, а ее богатая история делает ее только интереснее.

В эту игру можно играть всей семьей, как  с взрослыми, так и с детьми. Партия длится не менее получаса. Это настольная игра очень похожа на шахматы. Игру всегда можно взять с собой в дорогу. Здесь важна стратегия, сюжет игры более увлекательный, чем в шахматах.

Подготовка к игре

Чтобы начать свой ход, игроку требуется принять сторону варягов. Это князь и его защитники, при этом другой игрок выбирает викингов, то есть нападающую армию. Об этом можно просто договориться или использовать бросок жребия. Чтобы победить варягов, князь должен достичь 1 из 4 выходов, расположенных по углам квадратной доски.

Элементы игрового поля

Фишки в игре различаются по цвету. Обычно темные фишки — это захватчики, а светлые это защитники. Играть в эту настольную игру могут дети с 6 лет. Игра помещается в мешочке с полем из ткани или кожи или в коробке на картонном или деревянном поле. Ранее все фишки расписывались вручную. Сейчас игра включает деревянную доску 11 х 11 клеток, 25 круглых фишек и фигурку князя в версии Тавлеи или викинга Рагнара в Хнефатафл и 36 фишек. В древности фигурки изготавливались из кости, а игровое поле из дерева. Походная версия игры могла быть изготовлена из кожи, сворачивалась рулоном, а фишки сыпались в мешочек. Комплектация Хнефатафл включает игровое поле, фишку князя, 24 фишки нападающих и 12 фишек защитников, а также правила игры.

Игра развивает аналитические способности. В ней участвуют 2 игрока, один играет за князя и его защитников, а другой за нападающих, есть две версии игры: на 12 защитников и 24 нападающих и на 8 защитников и 16 нападающих. Король всегда, каким-то образом, выделяется либо размером, либо цветом. Современная версия играется на досках 9 на 9 квадратов и 11 на 11.

Ход игры

Все ходы на поле совершаются по очереди. Первыми ходят Викинги. Совершая свой ход, игрок должен подвинуть фишку на произвольное число свободных клеток либо по вертикали, либо по горизонтали аналогично ладьи в шахматах. Перепрыгивать через фигуры, которые встречаются на пути нельзя. Фишка князя перемещается только на три клетки, и только она может вставать на трон и на выходы. Остальные фишки не имеют право вставать на эти поля. Трон располагается по центру доски. Фигуры захватываются в следующих случаях:

  • если они зажаты между двумя вражескими фишками;
  • если она зажата между вражеской фишкой и выходом, причем это правило применяется и по отношению к фишке князя;
  • если враг зажат между фишкой князья и троном;
  • если фишка зажата между фишкой противника и пустым троном.

Захват фишки происходит только по вертикали или по горизонтали. Захватить фишку, зажимая углом нельзя. Князя можно захватить точно так же как и остальные фишки, если он находится на троне то, чтобы его захватить противник должен расположить свои фишки со всех четырех сторон. Если князь находится прямо возле трона то, чтобы захватить его, противники должны расположить фишки с остальных 3 сторон. Фишка князя участвует в сражении в полной мере, точно также как и все другие фишки. Если соперник лишен возможности ходить, и все его фишки заблокированы, то игра считается завершенной.

Захват противника осуществляется аналогично и в игре Тавлея, то есть фишка считается захваченной, если зажата между двумя вражескими, зажатой между выходом и вражеской фишкой, зажатой между Конунгом и троном, и между нападающим и троном. Изначально фигуры расставляются в определенном порядке, нападающие расставляются по 5 фишек с каждой крайней стороны, по одной фишке ставится в центре второй открытой полосы. Защитники расставляются вокруг короля, князя, который располагается на троне. Плотным квадратом вокруг трона и по одной фишке с каждой стороны в центре, через одну позицию от трона расставляются защитники. Ходить начинает противник. Фишки ходят по очереди. Цель противника зажать фишку защитника, тем самым заблокировав и ее ход на поле. Защитники также могут нейтрализовать фишки противника. Король может участвовать с другими фишками в бое наравне.

При выборе стратегии, ходы лучше записывать и анализировать. Способ разметки в современной игре — это защитники по центру и нападающие по всем четырем сторонам. Существуют базовые стратегии подобно шахматам, несколько фишек группируются вместе идут целым рядом, пытаясь окружить соперника. Самые упорные бои происходят около углов. В начале игры контроль над углами самая главная задача. Нападающие, обычно, сосредотачивает на этом все свои силы. Защитники в это время должны направлять свои отдачи в сторону менее защищенного угла. Баррикада каждого угла занимает примерно 3 хода.

Кто считается победителем?

Чтобы победили Викинги, они должны захватить князя. Несмотря на то, что нападающих больше, король не считает себя обреченным, он вполне может пожертвовать своими воинами, чтобы сбежать и после победить. В игре неважно, сколько фишек останется у той или иной стороны, но победить большим количеством оставшихся в живых фишек считается престижно. Прыгать через чужие и свои фишки нельзя.

Интересные факты

В Хнефатафл играли на доске. Название игры произошло от слова кулак (хнефе). Археологами были найдены доски с дырочками, в которые вставлялись фишки со штырьками. Такой вариант настольные игры создавался для моряков чтобы во время качки фишки не разлетались доски. Самая короткая партия длится до 15 минут. Впервые археологи нашли фигурки для игры Шотландии. Игра является смесью шашек и шахмат. По Хнефатафлу проходит чемпионат мира. Многие игроки называют самые интересные версии игры с наибольшим полем, так как такая игра длится дольше. Известно, что скандинавы играли в эту игру на деньги. В современное время можно купить готовый набор игры или сделать его своими руками.

Название Тавлея происходит от древнегреческого тавла, то есть игральная доска. До 13 век все настольные игры назывались тавла, табло или tabula. Существует также другое греческое название этой игры петтейя. В Россию Тавлея пришла именно из Древней Греции подробное описание игры есть в сочинении Бергмана от 1802 года, где он описывает игру на низкой деревянной доске черными и белыми камушками. Игру в его произведении называют персидской. В сочинении говорится, что в игру играют также калмыки и называют ее нарр, а русские называет ее тавлеи. Происхождение игры подтверждается и археологическими находками. Есть также итальянская версия игры и английская тейбл, болгарская табло и турецкая табло. Все это означает доску. Для историков абсолютно очевидно, что игра является пародией на шахматы и шашки. Лишь в Скандинавии и Испании игра считалась Священной игрой богов.

Оцените статью
Настольные игры