Королевская игра Ура

Королевская игра Ура

Королевская игра Ура — это настольная игра древних шумерских царей. Ее создание относят к примерно к 2600 году до нашей эры. В набор для игры входит доска для игры, игральные кости и фишки. В игру играет два игрока, примерное время одной партии 30 минут. Игра развивает навыки стратегии и счета. Королевскую игру Ура также называют игрой в 20 квадратов. Она появилась в Месопотамии, но пользовалась популярностью и далеко за ее пределами. В игру играли независимо от достатка. Игру соотносили с религиозными направлениями. Многие считали, что во время игры они получают послание от божеств, которые предсказывают им их будущее. Некоторые называют игру прародительницей нардов. До сих пор игра очень популярна в Индии. Для европейцев игру открыл археолог Леонард Вулли, который проводил раскопки на шумерском кладбище. Оригинальные правила игры известны, благодаря найденной глиняной табличке, на которой был изображен текст, описывающий процесс игры.

Характеристика

Тип игры: стратегия
Уровень сложности: средний
Количество игроков: 2 участника
Рекомендуемый возраст: старше 8 лет
Примерное время игры: от 30 минут
Навыки: выработка стратегического мышления, внимательность, логика

Кому понравится игра

Игра понравится и детям и взрослым. Игровой набор можно подарить или принести для развлечения в компанию. Фабричные игровые наборы выпускаются преимущественно в Германии и Скандинавии. Очень популярны подобные наборы в детских лагерях в Европе Британский музей, в котором хранится самая древняя версия игры, часто устраивает перфомансы, посвященные ей.

Комплектация

Королевская игра Ура

  • 14 фишек, по 7 на каждого игрока белого и черного цвета поровну;
  • игровое поле, состоящее из 2 блоков соединенных мостом;
  • пирамидки, выступающие в качестве игральных костей с двумя помеченными вершинами или палочки – дайсы, разного цвета с двух сторон;
  • правила игры.

Основные правила игры

Королевская игра Ура

Количество ходов определялось броском костей, имеющих четыре грани. Таким образом, игра основывалась не только на выработке стратегии, но на определенной доле удачи. Игровая доска всегда украшалось красивым орнаментом. На ней есть различные пометки. Несмотря на сохранившиеся правила, играть в игру достаточно сложно, так как она имеет массу нюансов. Дощечек с игрой найдено очень много. В развалинах шумерского царства было найдено много досок, которые выглядели очень просто или, наоборот, представляли себя настоящие произведения искусства. Шумерские цари играли в эту игру более 4.500 лет назад. Для игры использовались 14 фишек по 7 на каждого игрока и три игральных кости, таким образом, игру Ура можно считать самой древней в мире с полностью сохранившимися правилами на глиняных табличках и наборами для игры.

Фишка может выйти из доски только по результатам точного броска, то есть должно выпасть число, которое обеспечит фишке ровно 15 ходов в сумме на одном квадрате. В одно и то же время может находиться только одна фишка, если при выбрасывании фишки право дополнительного броска нет, даже если выпала четверка, фишка противника может быть удалена ходом на то же самое поле. Тогда она должна будет пойти на поле снова. Фишка, которая стоит на розетке считается защищенной. Противник не может убить фишку, вставшую на поле стартовых квадратов. В игре с 1-4 квадрат считаются безопасными, а также безопасны поля, где фишку нельзя убить. Противники не могут на них вставать. Множество формулировок и отдельных пунктов правил между учеными вызывают серьезные разногласия. Некоторые ученые считают что розетки — это небезопасные поля, а поле для дополнительного броска. При некоторых предлагаемых правилах, игра становится слишком быстрой и не интересной.

Игровое поле во всех версиях игр всегда содержит розетки на одних и тех же местах. На некоторых досках изображались животные. Некоторые ученые предавали разметке на поле религиозное значение и сравнивали орнамент с культом богини Иштар, так как на вратах храма Иштар изображались такие же 8 лепестковые цветки, как и орнамент на доске. Благодаря этому символу на розетках игры, историки предположили, что этот рисунок не может означать чего-то плохого, то есть штрафа или пропуска хода, и поэтому, скорее всего для игрока это был какой-то счастливый момент. Скорее всего, и все остальные символы обозначали что-то важное. Также ученые четко определили, что правила в королевской игре определенно были, так как все найденные ими разновидности досок были выполнены по одному принципу, с одними и теми же полями и рисунками. Отметки на фишках имеются только с внутренней стороны, и, следовательно, в процессе игры фишка обязательно должна переворачиваться. Это вполне логично. На доске стоит обратить внимание на два квадрата в крайних нижних углах малого блока. Ученые предположили, что эта петля для разворота, а волнистый квадрат в квадрате с нарисованными отметинами, как она внутренней стороне фишек дает понять, что именно на этом квадрате необходимо фишку переворачивать. И так как фишки идут в обратном направлении, логично предположить, что переворот нужен для того, чтобы не спутать фишки с теми, которые только идут к повороту, и теми которые из него уходят.

Изготовление фишек плоской формы также было воспринято учеными как возможность ставить фишки друг на друга. Королевская игра Ура была создана в шумерском царстве, которое известно своими мастерами в скульптуре. Неудобные с точки зрения захвата руками и внешне непривлекательные плоские фишки создавались плоскими, по мнению ученых, именно потому, что так было нужно для установки фишек в стопку. Иначе бы фигуры были рельефными, например, как в шахматах. Ученые склонны думать, что на определенных квадратах фишки приобретали дополнительные способности, возможности либо должны были что-то сделать штрафное или премиальное. На мостике, скорее всего, судя по отметкам и логике, фишки разных соперников могли ставиться друг на друга. Такой вариант предполагается так как, это самое узкое место доски, и пройти его двум соперникам, не устанавливая фишки друг на друга, не просто. Если мост заблокируется, то игра станет скучной, так как движение может приостановиться надолго.

Цель игры

Целью игры является перемещение всех своих 7 фишек на противоположный край доски.

Подготовка к игре

Королевская игра Ура

По правилам игроки бросают кости по очереди, фишки выставляются на доску постепенно с первого по четвертый квадрат большого блока в соответствии с выброшенными костями. Если игрок выкинул число 4, то он получает право дополнительного хода, но сходить он должен не той же фигурой, а другой.

Элементы игрового поля

Некоторые древние экземпляры украшались перламутром, лазурью и сейчас хранятся в знаменитых музеях Европы. Ур относится по типу к играм-гонкам, где игроки догоняют и перегоняют друг друга и выбывают с игровой доски. На доске для игры нанесена сложная разметка, фишки делаются плоскими, помечаются. Современные игры выполняются на дереве, на коже и других материалах. Есть также доски из пластмассы.

Современные производители игры часто создают свои варианты с различным количеством фишек. Первый найденный свод правил был написан на глиняной табличке клинописью, это был полный свод правил игры. Многие из них были переработаны, изначально в игре было 7 фишек, а в современной версии их часто уменьшают до 5. Единственное что не было описано на доске это то, как двигались сами фишки. Также в правилах не было указано оригинальное название игры. Ученые, нашедшие древнюю инструкцию с правилами игры, создали свою отдельную инструкцию на ее основе для современных игр. Многие ученые привнесли свою лепту, пытаясь сделать игру более логичной.

Ход игры

В качестве игральных костей использовались пирамидки, их было три, в них были помечены только 2 вершины. Шумеры чаще всего делали эти кости из глины. Каждый игрок начинал игру семью фишками, игрок, который первый выбросил пустое поле на всех в пирамидках, имел право сходить на четыре клетки. Игрок ходил фишкой по своей стороне доски, на более широком блоке двигаясь в сторону угла с розеткой, потом, переходя на смежный квадрат в среднем ряду, двигался по той стороне в сторону малого блока, пройдя посередине до конца, фишка сворачивает в сторону своей розетки, как только достигает ее, уходит с доски. Весь путь одной фишки занимает 14 клеток на 15 ход фишка уходит с доски. При таких правилах игры фишки соседних команд могут встретиться только на средней полосе малого блока. Такие правила были у игры, по мнению ученого Бэла.

По современным правилам фишка сворачивает к розетке, делает петлю, обходит весь периметр малого блока, но не выходит с доски, а возвращается на среднюю линию, движется в обратном направлении, потом она достигает основание большого блока, поворачивает обратно в стартовую зону и там уже, получает право выйти из игры, если точно встанет на клетку выход. Получается полный круг, который занимает 27 ходов, а на 28 ход фишка выходит с доски.

Логично предположить, что 5 отметок на внутренней стороне фишки что-то означали, если бы значения не было, то фишки оставили бы без рисунка, хотя это тоже маловероятно, так как доска расписана очень красочно. Если бы значения не было, предположительно фишки бы тоже были украшены орнаментом. Возможно, отметины означают только перевернутую сторону и все. Некоторые квадраты помечены глазами, в современной версии это безопасные квадраты. Королевская игра Ур у многих популярна именно из-за того, что до конца неразгаданны ее правила. Тысячелетняя история этой игры продолжает волновать умы людей.

Игра относится к классу гонок, стратегии. Игровое поле состоит из 2 квадратов большой квадрат поля состоит из 12 квадратов 3 на 4 а малый из 3х 2. Квадраты соединяет мост из двух квадратов.

Кто считается победителем?

Побеждает тот игрок, фишки которого первыми полностью покидают поле.

Интересные факты

Королевская или Царская игра Ура была популярна на Ближнем Востоке. Интересно, что в гробнице Тутанхамона ученым были найдены несколько коробок с игрой, очень похожих на Уру. Известно, что игра Ура была популярна среди всех слоев населения. Ученые видели сакральное отношение к игре, по их мнению, игроки верили в то, что успех в игре поможет и мы в реальной жизни, а попадания на определенные квадраты интерпретировали как предсказания божеств или предков. В игру перестали играть в период поздней античности, возможно, игра исчезла из-за того, что появились другие популярные игры. Ученые обнаружили вполне узнаваемые формы игры в Древних еврейских поселениях. Они называли ее Аша и Коте. Как и в оригинальной версии, там было 20 квадратов, правда, их расположение было немного другим.

Древние правила объяснялись в основном надписью на глиняных табличках, найденных и датируемых учеными вторым веком до нашей эры. Табличку написал вавилонский писец Итти-Мардук-балану, который написал свод правил. Табличка использовалась за основу. Всего найдено было две таблички, одна из них хранилась в личной коллекции и была уничтожена во время Первой мировой войны. Другая табличка датировать более ранним периодом. На обеих с оборотной стороны была нарисована игра города Урук, в которую играли шумерские цари.

Оцените статью
Настольные игры